Categories:

Доктор Крупов, я с вами не согласен

Этим летом я прочитал ещё пару книг: «Вишневый сад» Чехова и «Доктор Крупов» Герцена. О первой книге, честно говоря, мне трудно писать: несмотря на то, что Чехов является одним из моих любимых авторах, чтение этой его театральной пьесой меня не волновало. Возможно, посмотрел бы я её постановку на живо, отзыв мой был бы другой — или, я просто не привык к такому жанре литературы, и мне надо читать больше этого. Короче, сейчас только напишу о книге Герцена.

Книга разделена на две части: в первой, Доктор Крупов рассказывает о своём друге детства, а во второй о разных необычных персонажах (или, как он их описывает, «патологических субъектах»).

Безусловно, первая часть — лучшая часть книги. Мне очень хотелось читать больше о диким Левке: мальчик простой, испуган человечеством но совсем добр, и верный друг. К сожалению, рассказ о нём кончится когда автор, будущий доктор Крупов, покидает родною деревню чтобы продолжать свою медицинскую обучению в Москве. Что будет с Левкой? Будет ли он всегда жить в лесу? Поженится ли он? Какие у него будут детки, будут они любить своего папу? А отец Левки, который ужасно вёл себя в отношении к сыну (постоянно бил его, только потому-что сын не оказался таким умным как отцу хотелось), будет ли, рано или поздно, принимать Левку за того мужчина, которым он сталь? А сам Левка, посмотрев на пожилого отца, будет ли его простить? Я признаю, что я почти сердит на Герцена, из-за того, что он мне не давал узнать продолжение истории.

Вторая часть книги тоже не плохая: действительно интересна, но мне трудно её принимать близко к сердцу, поскольку все эти рассказы о психических больных пациентах нашего доктора, несмотря на их необычности, только фокусируются на определённых моментах или чертах характера героев, всегда описанных как пациентов — как-то не хватает человеческого взгляда на них.

Ближе к конце книги, доктор Крупов добавляет несколько личных мнений, которые я считал важными. Цитирую:

Разверните какую хотите историю, везде вас поразит, что вместо  действительных интересов всем заправляют мнимые фантастические интересы; вглядитесь, из-за чего льется кровь, из-за чего несут крайность, что восхваляют, что порицают, — и вы ясно убедитесь в печальной на первый  взгляд истине — и истине, полной утешения на второй взгляд, что все это  следствие расстройства умственных способностей.

и, немножко по-позже:

В средних веках все безумно.

Ой, я конечно здесь обиделся, поскольку большинство искусства, котором мы сейчас можем полюбоваться в Италии, было создано в средних веках! Но продолжаем: 

История доселе остается непонятною от ошибочной точки зрения. Историки,  будучи большею частию не врачами, не знают, на что обращать внимание;  они стремятся везде выставить после придуманную разумность и  необходимость всех народов и событий; совсем напротив, надобно на  историю взглянуть с точки зрения патологии, надобно взглянуть на  исторические лица с точки зрения безумия, на события — с точки зрения  нелепости и ненужности.

Вот, с этими идеями я совсем не согласен. Я не знаю, так ли сам Герцен думал, или эти являются просто идеями его персонажа (доктора Крупова), но я не могу прочитать их не протестуя. Да, конечно надо признавать, что многие событие в истории далеко не милые: история полна крови и насилия, мы все это знаем. И средние века не являются исключением. Но фанатизм и безумие не являются двигателями истории! На оборот, мой дорогой доктор, глупо так думать! Конечно, нам нравится верить, что Нерон кровавой сумасшедший; что крестоносцы отправились в войну из-за религиозного фанатизма, и что Гитлер, вместе с миллионами немцев, просто неописуемые помешанные. Но это очевидное безумие — удобное одеяло скрывающее их настоящие цели. Можно и сказать, что иногда, в истории, провоцированные безумие и фанатизм являлись самым сильным оружием. Как убеждать крестьян, чтобы они взяли оружие и отправились зарезать тех, кто никогда их не беспокоил? Вот вам крестовый поход. Какой способ, чтобы объединить страну, выигрывать выборы и держаться в власти, лучше чем найти общего, невинного врага? Вот вам холокост. Всегда цели были другие, часто несказанные и невыразимые (иначе, кто будет с тобой?), но почти всегда просто экономического характера.

Также, я обвиняю доктора Крупова опасной наивностью: наивность, потому-что слишком легко называть «безумие» всё, что мы не понимаем; и опасное, поскольку мы станем именно такими же как теми людьми — будь они крестоносцы, нацисты или убийцы Христа — которых так легко убеждали в душе, что их противники являлись в каким-то способом больными, или просто неправильными. Когда себя убеждаешь, что свой враг сумасшедший, больной, извращенный, бесчеловечный и так далее, вот, в этом моменте ты сам готов действовать нерационально — и все средства станут тебе законными.

Но разрешите мне закончить статью на более лёгких нотах. Если и вам иногда нравится тратить время в интернете, возможно вы тоже читали о этом индийском мужчине, который уже 46 лет живёт с поднятой рукой. Сам этот факт очень странен, но представляйтесь моё удивление, когда я читал следующий:

вам или индеец попадется какой-нибудь, который во славу Вишны сидит двадцать лет с поднятой рукой и не утирает носу для приобретения бесконечной радости на том свете

Ну вот, стаять с поднятой рукой, это народная традиция в Индии что ли? Книга от 1847 года! И кто знает, были ли ещё другие поклонники Вишны с поднятыми руками до этого? Удивительно. Но я бы попытался их понять лучше, прежде чем обозвать их сумасшедшими.


Error

default userpic

Your reply will be screened

When you submit the form an invisible reCAPTCHA check will be performed.
You must follow the Privacy Policy and Google Terms of use.